Информационно-обучающий сайт СОФИОЛОГ
2. ИЗУЧЕНИЕ СВ. ПИСАНИЯ И ОПЫТА СВ. ОТЦОВ
5. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ САЙТА СОФИОЛОГ
5.4. Опыт отцов: страсти и их преодоление
5.6. К вопросу о видах духовной литературы
12. Я, Премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания…
17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня (обря́щутъ благодáть) (Притч 8;12,17)
ВВЕДЕНИЕ
Для православных христиан, имеющих твердую живую веру во Христа и действительно ищущих спасения своих душ и правых путей в Царство Небесное, несомненным является авторитет и значение Священного Писания, которое Спаситель заповедовал нам не просто читать, а исследовать (и выполнять): «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» [Ин 5, 39]. Такие христиане в определенной мере уже знакомы со святыми Отцами и знают, какое значение имеет их драгоценный опыт для понимания Писаний, правильного духовного созидания своих душ и познания сокровенных тайн Премудрости Божией в целом. Известны также серьезнейшие проблемы, связанные с поиском опытного духовного руководителя, который имел бы благодать Святаго Духа и на котором явно проявлялись бы Его плоды [Гал 5, 22].
И сейчас особенно актуальны слова известного святителя Игнатия Брянчанинова, сказанные более 150 лет назад о том, что уже тогда подвижникам в России предоставлено было только жительство, «основанное на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании от современных отцов и братий» [1]. Также святитель Игнатий писал: «Святые книги, составленные святыми отцами Православной Церкви, суть в наше время единственная стезя, по которой можно добраться к истинному свету – Христу» [2, 408]. И далее: «Руководство писаниями святых Отцов ведет гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бумаге, не может заменить живой книги человека… Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскудении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями, или учением лжеучителей, того должно признать погибшим» [2, 228].
Большое изобилие и доступность в настоящее время разнообразнейших духовных источников, как печатных, так и электронных, является несомненным благом, величайшей Божией милостью, по которой нам, живущим в последние времена, даны шансы стать на правые стези и постараться достичь Царствия Небесного. Однако в условиях отсутствия истинного духовного руководства как правильно ориентироваться в этом море духовной литературы? Как правильно не только читать, понимать, а и делать в меру сил то, что дано нам в Св. Писаниях и св. Отцами для нашего назидания?
Здесь, несомненно, необходимо использовать для обучения современные достижения в сфере информационных компьютерных технологий, к которым можно отнести дистанционное образование (ДО), которые, как указывается, могут обеспечить особые преимуществ для пользователя [3]. Такой вид образования, основанный на использовании как персональных компьютеров (ПК), так и мобильных телефонов, сейчас успешно развивается и в духовной сфере.
Однако наряду со многими достоинствами у ДО есть недостатки, существенно ограничивающие его применение.
- Необходимость наличия высококвалифицированных преподавателей, владеющих современными педагогическими и информационными технологиями.
- Формирование по общепринятой методике необходимых обучающих и контрольных тестов разных видов для ДО, требующих точных и кратких ответов, применительно к духовной тематике (особенно к такой сложной тематике, к которой относятся как Св. Писания, так и творения св. Отцов) крайне затруднительно.
- Практически полное отсутствие специализированных программных средств, позволяющих эффективно обучаться в духовной сфере. Например, наиболее известная электронная обучающая программа западного производства Moodle хотя и используется для данных целей, но по своей сути для этого не предназначена, а ориентирована в основном на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками при обучении светским наукам.
- Ввиду значительных материальных затрат по вышеназванным и другим причинам обучение при использовании ДО часто платное. Естественно, количество обучаемых ограничено.
- Существеннейший недостаток обучения в духовной сфере – это его ограниченность во времени. Истинное духовное образование, если понимать под ним познание действительных путей спасения души, может осуществляться только непрестанно.
Учитывая вышеизложенное, а также несомненную важность ДО в духовном обучении и совершенствовании для любого православного христианина, представляются актуальными разработки новых подходов, методов и средств, основанных на современных информационных технологиях, обеспечивающих эффективное не ограниченное временем обучение и контроль знаний в духовной сфере значительного количества обучаемых при низких экономических затратах.
В данной работе, которая представлена сайтом «Софиолог», сделана попытка определенного устранения вышеперечисленных недостатков при использовании ДО для обучения двум важнейшим и наиболее сложным духовным темам – Св. Писанию и богатейшему святоотеческому опыту, которые вместе представляют важнейшие дары Премудрости Божией.
1. МЕТОДИКА
Основой данной работы является новый подход к изучению с использованием ДО любых духовных дисциплин, основанный на применении информационных баз данных (БД). С помощью таких БД возможна эффективная обработка больших информационных массивов – поиск, систематизация, оптимизация, формирование специальных тестов, обработка зависимостей с наглядным графическим представлением результатов.
В рамках данной работы нами предложен следующий метод.
Вначале духовные тексты практически любой сложности, предназначенные для обучения, разделялись на минимально краткие смысловые законченные отрезки, к которым подбирались соответствующие многосложные ключевые слова, однозначно описывающие и характеризующие то, о чем идет речь в выбранном отрезке. Практика показала, что при 2-5-уровневой сложности ключевых слов и определенной иерархичности их значений можно достаточно точно описать, определить и затем быстро найти в БД практически любой указанный отрезок. Далее к каждому вышеуказанному отрезку ставились вопросы по основному смысловому содержанию. На данные вопросы представлялись ответы по оригинальным текстам выбранных авторов. Вся вышеизложенная информация, представленная как в текстовом виде, так и в виде аудиофайлов, расположена по ячейкам выбранной БД, которая является основой сайта «Софиолог». В этой БД также находятся видеофайлы известных лекторов с ответами на наиболее актуальные духовные вопросы.
При таком подходе и постоянном пополнении БД новой информацией обеспечивается эффективная возможность создания контрольно-обучающих тестов для ДО любой тематики, сложности и целевой направленности с минимальными затратами времени и средств. На основе многосложных ключевых слов могут быстро создаваться оригинальные специализированные контрольно-обучающие тесты с информацией, расположенной в различных литературных источниках, количество которых практически не ограничено. Создание таких тестов по общепринятой методике поиска информации в литературе любого вида, даже при наличии в отдельных источниках алфавитных указателей, – задача крайне трудная даже для высококвалифицированных специалистов.
В данной работе предложен также новый подход к системе обучения и контроля знаний при ДО. Такой подход гармонично сочетает как человеческий фактор при проверке знаний, так и возможности компьютерной автоматической обработки результатов контроля.
По предлагаемому способу процесс обучения осуществляется путем предоставления слушателю материалов преимущественно в виде ряда подробных вопросов и ответов по конкретной теме при обязательном аудио или видео воспроизведении. Такое одновременное восприятие информации по зрительному и слуховому каналам в значительной степени стимулирует внимание обучаемого. Обучаемому предлагается внимательно слушать вопросы и давать на них возможные ответы. Необходимость постоянного сознательного и подсознательного поиска ответов на предлагаемые вопросы, помимо концентрации внимания, может также способствовать лучшему запоминанию материалов по сравнению с простым чтением или слушанием достаточно больших текстов при обычном способе обучения.
Наличие в БД аудиоматериалов практически на все вопросы – основа эффективного ДО при использовании мобильных телефонов, где чтение текста затруднено. Особую эффективность здесь также может представлять возможность быстрого оперативного просмотра видеофайлов с вопросами и ответами на многие актуальные духовные вопросы. После подготовки по определенной теме обучаемому необходимо пройти контрольные тесты.
На каждый вопрос нужно за определенный ограниченный промежуток времени дать конкретный ответ или путем набора ответа на клавиатуре, или голосом с записью на микрофон. Данный ответ фиксируется в личном кабинете обучаемого в памяти ПК. Затем обучаемый должен сопоставить правильный и свой ответы и самостоятельно дать оценку правильности или соответствия по 3-балльной шкале: «хорошо», «удовлетворительно» и «плохо». Результаты самооценок ответов на вопросы теста также записываются в БД.
На сайте предусмотрена проверка достоверности ответов на вопросы, которую могут выполнить, например, преподаватель, духовный отец или по согласованию другой человек, осуществляя таким образом оперативный контроль и обучение исключительно в святоотеческом духе.
Такая возможность контроля в перспективе может быть представлена и целой группе других обучаемых. Достоверность результатов контроля при усреднении оценок статистически прямо пропорциональна количеству принятых проверяющих и может быть в значительной мере высока. Можно говорить даже о большей достоверности контроля по сравнению с проверкой одним преподавателем по стандартной методике. Несомненным важным фактом является то, что при такой проверке сами проверяющие дополнительно еще и учатся.
Все данные проверок записываются, и выполняется необходимая математическая обработка результатов контроля. Потребность в наличии преподавателя при реализации предлагаемого способа контроля знаний фактически может быть сведена к предельному минимуму – для контрольной проверки в особых случаях.
2. ИЗУЧЕНИЕ СВ. ПИСАНИЯ И ОПЫТА СВ. ОТЦОВ
Духом Святым нам дана идеальная программа для изучения Писаний – ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, которые мы можем слышать на церковных богослужениях. Такой подход выбран нами за основу.
При изучении Писаний и святоотеческого опыта необходимо понимать исключительную важность не только простого чтения, понимания и запоминания текстов духовного содержания, а и практического выполнения по мере сил прочитанного на деле. По словам Игнатия Брянчанинова, «необходимо, чтобы чтению соответствовало жительство, чтоб чтение могло быть осуществляемо деятельностью, чтоб им не возбуждалась одна бесплодная мечтательность, приводящая в состояние разгорячения и самообольщения» [4, 4.75].
На сайте «Софиолог» каждому желающему предоставлена возможность ознакомления с чтениями, соответствующими конкретной дате календаря, а также с толкованиями стихов Писаний известными святителями в виде текстов и аудиозаписей. Поскольку любое обучение без контроля малоэффективно, то каждый желающий после обучения может проверить себя по специальным тестам и методике, описанным выше.
В каждом ежедневном чтении Евангелия и Апостола можно найти заповеди Христовы и апостольские в явном и неявном видах, назидательные притчи, поучения, описания грехов, страстей, добродетелей, их взаимных связей и многое другое. Все это в определенных пределах представлено в БД и описано с помощью ключевых слов, которых сейчас насчитывается более 10 тысяч. Вышеназванные данные могут представлять исключительное значение для каждого православного христианина, особенно при его подготовке к исповеди.
При желании по наиболее важным вопросам с помощью ключевых слов можно обратиться к представленному в БД соборному опыту св. Отцов. К ним на данный момент относятся известные толкователи Св. Писания – Феофилакт Болгарский, Иоанн Златоустый, Василий Кинешемский, А.П.Лопухин а также другие известнейшие св. Отцы – Марк Подвижник, Антоний Великий, Варсонуфий Великий, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Григорий Синаит, Исихий пресвитер, Исаак Сирин, Григорий Нисский, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Игнатий Брянчанинов, Паисий Святогорец, Феофан Затворник, Иоанн Дамаскин и Вениамин Федченков.
В предлагаемой работе также проработан и систематизирован по ключевым словам общий святоотеческий опыт, включая страсти, добродетели и их взаимосвязи:
- по отдельным темам (аскетика, Бог, вера, Ветхий Завет, грехи, добродетели, дух, душа, заповеди, мир, молитва, Новый Завет, общие, плоть, покаяние, страсти, Церковь, человек)
- по страстям и силам души (сила ума, сила вожделения, сила раздражения)
- по избранным св. Отцам (страсти и добродетели)
Данная БД постоянно пополняется новыми материалами, которые могут представлять несомненный интерес для разных категорий обучаемых при наличии хотя бы минимальной начальной их заинтересованности.
3. НАЗНАЧЕНИЕ САЙТА
Как указано выше, сайт «Софиолог» предназначен для помощи в теоретическом и практическом обучении воцерковленных или активно воцерковляющихся православных христиан Св. Писаниям и святоотеческому опыту как важнейшим дарам Премудрости Божией в условиях крайней скудости истинного духовного руководства. Эта задача, безусловно, сложнейшая! Ее решать можно только лишь при всецелом уповании на милость и помощь Божию, на молитвы и ходатайства перед престолом Божиим наших небесных покровителей – св. Отцов, при нашем несомненном искреннем желании спасения своих душ и посильном духовном подвиге. Святые Отцы, на своем собственном опыте познали все значительнейшие сложности достижения Царства Небесного и оставили нам подробные описания такого пути. Они, несомненно, живы и сейчас уже находятся в Царствии Небесном, поскольку наш «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» [Лк 20, 38].
Наши Отцы с великой любовью взирают на нас, горя желанием передать нам свой личный уникальный духовный опыт, который у каждого из Отцов при общем едином подходе (есть такой термин consensus patrum) тем не менее имеет свои уникальные особенности и оттенки.
Как в физическом мире драгоценные камни играют разными цветами, отражая свет солнца, так и в духовном мире, где сияет ярчайшее духовное солнце наш Господь Иисус Христос, святые Отцы как разнообразнейшие ограненные драгоценные камни отражают каждый уникальным образом этот нетварный Свет Христов. Но чтобы видеть этот свет, надо иметь духовные глаза открытыми, очищенными благодатью Святаго Духа, что достигается лишь в напряженном аскетическом подвиге.
Помимо вышеуказанной цели сайта «Софиолог» по обучению Св. Писаниям и святоотеческому опыту, есть тем не менее и другая, возможно, более главная и более значимая цель, которая может быть обоснована ниже.
Много ли было в прошлом настоящих опытных духовных руководителей, стяжавших несомненные плоды Духа Святаго [Гал 5, 22], мы не знаем. По доступным в настоящее время трудам св. Отцов можно отметить, что проблемы с истинным духовным руководством были всегда. Но, что, несомненно, более важно, это то, что общий средний духовный уровень подвижничества ранее, особенно в середине первого тысячелетия был, весьма высок. Тогда известные подвижники, такие как Антоний Великий и многие другие, не имели духовных Отцов. Было также немало и таких, которые формально имели духовных Отцов, но они их по разным причинам не устраивали. И эти все подвижники ходили, искали по разным доступным местам и находили действительных духовно опытных в своей мере монахов, спрашивали, советовались, учились, т.е. таким образом через многих постигали сокровенные тайны Премудрости Божией.
С течением времени как количество, так и средний духовный уровень подвижников неумолимо уменьшались. Даже для нужного совета найти опытного духовного делателя становилось все труднее и труднее.
Кто хорошо знаком с трудами Игнатия Брянчанинова, особенно с его письмами к монашествующим [2], тот должен хорошо помнить его горечь и сожаление по поводам как крайне бедственного состояния монастырей, монашества и всего христианства в России в целом (это более 150 лет назад!), так и поиска настоящего духовного подвижника для назидания, который бы шел путем Отцов, подвизаясь в умном молитвенном делании.
Он писал: «Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностью на показ. Весьма часто актерскою наружностью маскируется страшная безнравственность» [2, 48]. Также: «О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому [2, 50]. Далее: «Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать» [2, 159]. О настоящем духовном подвижнике, который только один (!) встретился ему за всю жизнь святитель Игнатий писал: «…Такие встречаются ныне крайне редко. «В жизни моей я имел счастье встретить одного, – и до ныне странствующего на земли, – старца, лет около 70, из крестьян, малограмотного: он жил во многих местах России, в Афонской горе», – говорил мне, что и он встретил только одного» [2, 158].
Святитель Игнатий Брянчанинов и многие другие, действительно подвизавшиеся в духовном внутреннем делании, полагали, как можно видеть из их трудов, что истинные подвижники обречены на одиночество. Святитель пишет: «А в нынешнем монашестве, где знание святых Отцов и образ мыслей, несколько запечатленный этим знанием, так редки, что тот, кто преподает слушающим его учение Отцов, есть величайшая редкость» [2, 127].
С одной стороны, если рассмотреть человеческие крайне ограниченные возможности по поиску единомышленников, близких по духу, учитывая крайнее оскудение общего благочестия в последние времена, такой вывод в принципе правомерен. Но есть и другая сторона этой проблемы, суть которой заключается в том, что такого одиночества быть не должно!
Известно, по словам апостола Павла, что все истинные христиане составляют части тела Христова, или, можно сказать, клеточки этого тела, входящие в состав разных частей тела [1Кор 12, 12-23]. Но в действительном теле каждая клеточка в обязательном порядке, можно сказать, и знает, и взаимодействует с любой другой клеточкой этого тела. А иначе просто не может быть тела.
Из сказанного следует, что всякий православный христианин, который подвизается в духовном делании в настоящее время и считает себя действительным членом Церкви Христовой, т.е. клеточкой тела Христова, должен быть в обязательном единении со всеми другими членами Церкви, т.е., во-первых, со св. Отцами, а во-вторых – с другими современными подвижниками, идущими путем Отцов, и которых, как можно предположить, сейчас крайне мало. Но они несомненно есть! Они только не знают о существовании друг друга в основном из-за расстояний, их разделяющих.
Несомненно, вполне может быть оправданной возможная попытка объединения всех тех, кто действительно себя относит к Церкви Христовой и уже подвизается в меру сил, идя путем Отцов, используя гигантские возможности интернета и других информационных технологий. В таком объединении и образовании хотя бы небольшой группы тех, кто уже дышит духом святоотеческим, кто знает и любит Премудрость Божию, сайт «Софиолог»» может оказать, если, конечно, на сие будет воля Божия, значительную помощь.
Вопросы, которые могли бы решаться силами такой группы единомышленников, весьма значимы, разнообразны и могут заключаются в следующем.
Обсуждение важнейших духовных вопросов и проблем, касающихся Св. Писания, действительного познания заповедей Христовых, истинного покаяния, борьбы с грехами, страстями, молитвенного делания и др. членами такой группы определенного духовного уровня на совершенно закрытом форуме в пределах данного сайта при буквально идеальной реализации принципа соборности.
Здесь, несомненно, будут и важные вопросы, касающиеся непосредственно структуры, организации, функционирования и совершенствования самого сайта «Софиолог», поскольку на данный момент времени представлена только начальная его версия.
- Реальная возможность советоваться с единомысленными братьями по личным проблемам в борьбе с грехом. Это явная возможность выполнения одного из важных советов Игнатия Брянчанинова по жительству «при совете и назидании от современных отцов и братий» [1]. Такая возможность чрезвычайно важна, поскольку множество различных препятствий, опасностей, искушений, тонких прелестных состояний и др. козней врагов нашего спасения обязательно встретятся на пути в Царство Небесное.
- Использование творческого потенциала братства в научной и издательской деятельности для распространения святоотеческого опыта. Здесь нужно отметить, что на сайте «Софиолог» имеется возможность быстрого получения представительной выборки данных любой духовной тематики, сложности и объема в пределах уже достаточно представительной БД, которая непрерывно растет.
- Создание прикладных курсов как общего назначения, так и по прикладной святоотеческой аскетике для повышения квалификации, периодической аттестации и переаттестации как пастырей, так и других духовных лиц. Особое значение здесь имеет, как указано выше, возможность широкого использования для обучения и контроля знаний мобильных телефонов.
- Дальнейшее наполнение БД сайта новой информацией и его применение при катехизации, в миссионерстве, в сектантской среде, при проповеди веры православной в языческой среде неверующих, что достигается быстрым нахождением ответов на нужные вопросы в виде текстов, аудио- и видеозаписей.
Разработка других специальных прикладных программ для обучения в духовной сфере.
Одно из интереснейших возможных направлений – создание на основе сайта новых программ с возможностью распознавания голоса обучаемого и создания, или моделирования живого диалога с ПК на духовную тему. Распознавание голоса может осуществляться как по интернету, так и посредством уже известных достаточно эффективных программ.
Такая разработка может представлять значительный интерес не только для людей с ограниченным зрением, но и, что, возможно, более важно – для детей, головы которых забиты всем, чем угодно, кроме того, что действительно нужно! А где учители? А учителей-то почти и нет!
Этот список, несомненно, смогут продолжить все активные творческие члены пока предполагаемого теоретически возможного духовного братства, которые уже хотя бы в некоторой мере, может быть, дышат духом святоотеческим, любят Премудрость Божию и через Нее «…обря́щутъ благодáть» [Притч 8,17].
Основы такого братства в принципе уже заложены! Это блистающий пока сравнительно небольшой коллектив св. Отцов, которые, несомненно живы и находятся в Царствии Небесном, и духовный опыт которых представлен в настоящий момент на сайте «Софиолог». Но этот коллектив непрестанно увеличивается!
Приглашаются все желающие, любящие, или только хотящие полюбить Премудрость Божию, уже дышащие, или только хотящие научиться дышать духом святоотеческим!
4. О ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ
Что, а точнее «кто» есть Премудрость Божия, как и кем Она обретается, что дает человеку и многое другое может сказать только Она Сама, поскольку является «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя [Прем 7, 25]».
4.1 Притчи Соломона
Глава 1:
7 Начало мудрости - страх Господень ; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление…
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
22 "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
Глава 4:
5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
6 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
7 Главное - мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
8 Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни.
Глава 8:
1 Не Премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.
6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда;
7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих;
8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится
с нею.
12 Я, Премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень - ненавидеть зло ; гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют, и повелители узаконяют правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
4.2 Книга премудрости Соломона
Глава 1:
4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху,
5 ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.
Глава 7:
7 Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости.
8 Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею;
9 драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею все золото - ничтожный песок, а серебро - грязь в сравнении с нею.
10 Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим.
11 А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее;
12 я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими, но я не знал, что она - виновница их.
13 Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее,
14 ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения.
21 Познал я все, и сокровенное, и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.
22 Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый,
23 благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.
(22 Е́сть бо въ то́й ду́хъ ра́зума свя́тъ, единоро́дный, многоча́стный, то́нкiй, благодви́жный, свѣ́тлый, нескве́рный, я́сный, невреди́телный, благолюби́вый, о́стръ, невозбра́ненъ, благодѣ́лателенъ,
22 человѣколюби́въ, извѣ́стный, крѣ́пкiй, безпеча́льный, всеси́льный, всеви́дяй, и сквозѣ́ вся́ проходя́й ду́хи разуми́чныя, чи́стыя, тонча́йшыя.)
24 Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.
25 Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее.
26 Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.
27 Она - одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков;
28 ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.
29 Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше;
30 ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба.
4.3 Книга премудрости Иисуса сына Сирахова
Глава 4:
12 Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее:
13 любящий ее любит жизнь , и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости:
14 обладающий ею наследует славу , и, куда бы ни пошел, Господь благословит его;
15 служащие ей служат Святому, и любящих ее любит Господь;
16 послушный ей будет судить народы, и внимающий ей будет жить надежно;
17 кто вверится ей, тот наследует ее , и потомки его будут обладать ею:
18 ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь
19 и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами;
20 но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его
21 и откроет ему тайны свои.
22 Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его.
Глава 6:
18 Сын мой! от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость.
19 Приступай к ней как пашущий и сеющий и ожидай добрых плодов ее:
20 ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее.
21 Для невежд она очень сурова, и неразумный не останется с нею:
22 она будет на нем как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить ее.
23 Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается.
24 Послушай, сын мой, и прими мнение мое, и не отвергни совета моего.
25 Наложи на ноги твои путы ее и на шею твою цепь ее.
26 Подставь ей плечо твое, и носи ее и не тяготись узами ее.
27 Приблизься к ней всею душею твоею, и всею силою твоею соблюдай пути ее.
28 Исследуй и ищи, и она будет познана тобою и, сделавшись обладателем ее, не покидай ее;
29 ибо наконец ты найдешь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе.
30 Путы ее будут тебе крепкою защитою, и цепи ее - славным одеянием;
31 ибо на ней украшение золотое, и узы ее - гиацинтовые нити.
32 Как одеждою славы ты облечешься ею, и возложишь ее на себя как венец радости.
33 Сын мой! если ты пожелаешь ее, то научишься, и если предашься ей душею твоею, то будешь ко всему способен.
34 Если с любовью будешь слушать ее, то поймешь ее, и если приклонишь ухо твое, то будешь мудр.
35 Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя.
36 Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его.
37 Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе.
Глава 14:
21 Блажен человек, который упражняется в мудрости и в разуме своем поучается святому.
22 Кто размышляет в сердце своем о путях ее, тот получит разумение и в тайнах ее.
23 Выходи за нею, как ловчий, и строй засаду на путях ее.
Глава 15:
1 Боящийся Господа будет поступать так, и твердый в законе овладеет ею.
2 И она встретит его, как мать, и примет его к себе, как целомудренная супруга;
3 напитает его хлебом разума, и водою мудрости напоит его.
4 Он утвердится на ней и не поколеблется; прилепится к ней и не постыдится.
5 И она вознесет его над ближними его, и среди собрания откроет уста его.
6 Веселье и венец радости и вечное имя наследует он.
7 Не постигнут ее люди неразумные, и грешники не увидят ее.
8 Далека она от гордости, и люди лживые не подумают о ней.
Глава 24:
1 Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена.
2 В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя:
…
21 Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими;
22 ибо воспоминание обо мне слаще меда и обладание мною приятнее медового сота.
23 Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать.
24 Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат.
Если вышеприведенные слова о Премудрости Божией нашли хотя бы небольшой отзвук в Вашем сердце, уважаемый читатель, и Вы проявите некое даже малое усердие в учении, то получите то, о чем Премудрость глаголет: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня (обря́щутъ благодáть)» [Притч 8,17].
5. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ САЙТА «СОФИОЛОГ»
В основу рассматриваемого сайта положен ряд важных духовных положений, которые следуют непосредственно из Св. Писаний, святоотеческого опыта или из других источников, но, к сожалению, их обоснованная аргументация с приведением соответствующих ссылок значительно затруднена по причине сложности вопросов духовного характера и ограниченности объема данного материала.
5.1. Об аскетике
Широко распространено кажущимся правым мнение о делении большинства христиан на мирян и монашествующих. Это мнение основано на мирском взгляде на человека: местонахождении его плоти в материальном мире, титулах, званиях, должностях, внешнем вид и т.д., что в духовном понимании не может являться верным. Следствием такого мнения является существование двух отдельных подходов к такой духовной дисциплине как аскетика и даже самому Евангелию, что не вполне соответствует истине.
Нами принят в основу духовный подход к данному вопросу, представленный Исааком Сириным, который под словом «мир» понимал совокупность всех страстей, действующих в душе человека, т.е. его внутреннее духовное состояние [7]. При таком понимании мирянином можно считать не только, например, жителя города, но и пустынника монаха с Афона, если он не подвизается должным образом в очищении души от страстей, а точнее, в умном молитвенном делании.
Естественно, внешние условия жизни подвижника оказывают существеннейшее влияние на всю его духовную жизнь. Но кто может сейчас для нашего времени с уверенностью сказать, что условия жизни монаха в современном монастыре более благоприятны для занятий внутренним духовным совершенствованием, а не только внешними делами, чем условия жизни в городе?
Принятый духовный подход подтверждают и слова одного из известнейших св. Отцов Симеона Нового Богослова: «…желающий творить добро получает от Бога силу творить оное во всяком месте - и среди мира, и в безмолвии» [6, сл. 56].
На основании изложенного выше можно говорить в принципе о единой для всех христиан духовной дисциплине под названием «прикладная аскетика», в обучении которой Вам может быть оказана определенная помощь на сайте «Софиолог».
5.2. К вопросу о «мнении»
Для каждого человека, которому близок и знаком практический духовный опыт св. Отцов, использование таких выражений, как «я полагаю», «я считаю», «я имею мнение» и даже «это мое частное богословское мнение», не является правомерным и может быть с большой долей вероятности отнесено к категории «прелесть» или ложь. На всякое значимое духовное утверждение необходима обязательная ссылка из Св. Писаний или, по крайней мере, из известных св. Отцов.
Здесь можно привести слова одного из авторитетнейших св. Отцов Григория Синаита, который показал важный принцип, как при выборе духовного отца можно избегнуть пагубного мнения о человеке и, следовательно, вреда для души: «Незаблуден ли кто, узнается из того, если он имеет свидетельство от Писаний и на деяние, и на разумение, смиренномудрствуя в том, о чем должно мудрствовать» [8]. Варсонофий Великий, отвечая на вопрос о принятии некоторыми братиями, как им казалось, правильного мнения некоторых современных им высокодуховных отцов о сочинениях еретиков Оригена и Евагрия, сказал: «…Они не просили Бога, чтобы Он открыл им, истинно ли сие учение, и (потому) Бог оставил их при собственном их разумении» [9, сл. 609].
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Приписывающий себе сведения и здравый смысл, уподобляется диаволу, который хотел признать себя источником света» [2, 127]. Он также далее: «…Самомнение есть горестное и пагубное самообольщение, есть убийственный обман, которым обманывает себя ослепленное человечество и которым обманывают его демоны» [4, 4.69].
К великому сожалению, это основополагающее вышеизложенное положение, свидетельствующее о духовной состоятельности человека, очень часто игнорируется многими, которые относят себя и к категории лиц духовных.
Сказанное выше находит полное подтверждение и в мирских науках, например, при защитах диссертаций, публикациях статей, монографий и т.д. В научной деятельности зрелость автора той или иной работы подтверждается корректными ссылками на результаты работ других авторов или на результаты экспериментов либо расчетов.
Вышеуказанное положение имеет важнейшее значение на сайте «Софиолог», где вся информация по опыту св. Отцов представлена оригинальными святоотеческими текстами и аудиозаписями из доступной литературы без какой-либо редакции.
5.3. Уровни знаний
Для любого здравомыслящего человека совершенно очевидно существование в миру множества степеней или уровней знаний, которые соответствуют, например, детскому саду, классам и курсам школы, института, академии, аспирантуре и т.д. Духовный мир неизмеримо сложнее нашего материального мира, и количество духовных уровней также велико, правда, эта истина с большим трудом многими воспринимается по причине недолжного знания Св. Писаний и опыта св. Отцов.
Известное важнейшее в православии положение о значении смирения или смиренномудрия, о том, что подвижнику надо войти в меру «аз есмь ничто» (не касаясь расхожих в принципе неверных утверждений типа: «я - хуже всякого скота» и «я – первый из грешников»), в духовном понимании никак не может противоречить понятию уровня знаний, что можно доказать нижеследующим.
Так, из Евангелий известно:
- Христос сказал: «…оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» [Мф 15, 14]. Значит, есть духовный уровень зрячих, есть уровень слепых, а также есть, очевидно, уровень полуслепых и т.д.
- В известной притче о сеятеле [Мф 13, 1-13] Христос привел шесть духовных уровней людей, из которых только три приносят плоды в 100, 60 и 30 крат – т. е. спасаются, а первые три не спасаются
- Евангелист Иоанн приводит 4 духовных уровня людей – дети, отроки, юноши и отцы [1Ин 2, 12,13]
Из св. Отцов известно:
- по словам Исаака Сирина, есть три степени или уровня ведения – плотское, душевное и духовное, которые иначе определяются как нижеестественное, естественное и вышеестественное [7, сл. 26, 27, 28]
- по словам Иоанна Лествичника, по отношению к Богу есть 5 духовных уровней: «…други Его, другие истинные рабы, иные рабы непотребные, иные совсем чужды Его, а другие, хотя и немощны, но противятся» [10, ст. 1]
- по словам Симеона Нового Богослова, есть 8 классов лиц (уровней), которым нужна своя особая молитва Церкви: «погибшие, плененные, заблуждшие, уязвленные, падающие, восставшие, шествующие и совершенные» [6, сл. 15]
- по словам святителя Григория Паламы, есть «…три чина спасаемых: рабство, наемничество и сыновство, т.е. - девственность, целомудренное вдовство и честный брак» [11, Ом. 28]
- по толкованию Бл. Феофилакта на притчу о блудном сыне [Лк 15, 17] есть также три духовных уровня: раб, наемник и сын.
Данный сайт «Софиолог» можно рассматривать как школу по обучению святоотеческому опыту, или православной аскетике, или, в расширенном понимании, обучению Премудрости Божией. И, учитывая вышеизложенное, нами здесь условно приняты три основных курса обучения. Представляется, что каждый из таких курсов можно образно уподобить плотскому, душевному и духовному ведениям. Принят также и подготовительный курс для желающих.
5.4. Опыт отцов: страсти и их преодоление
Для каждого православного христианина, действительно желающего спасения своей души, исключительно важна заповедь Христа: «…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф 4, 17]. Покаяние, или по-гречески метанойя, - изменение ума, или умного видения состояния души. Оно предполагает три действия, совершаемые умом: грех надо увидеть, возненавидеть и отвратиться от него.
Поскольку грехи теснейшим образом связаны со страстями души (на более глубоком уровне с помыслами) и, можно сказать, на них произрастают, важно знать или видеть свои страсти. В этом несомненную помощь могут оказать Св. Отцы, которые на собственном опыте познали, как многочисленные виды страстей, их связи и порядок действий в душе человека, так и способы их преодоления и искоренения, что представлено в базе данных сайта «Софиолог».
1. В полном соответствии с глаголами Святаго Духа, данными в Псалтири -
«Уклонися от зла, и сотвори благо…» [Пс 33, 15] - находятся слова известнейших из св. Отцов Марка Подвижника и Симеона Нового Богослова о том, что ум человека совершенно ослепляется и находится в рабстве тремя начальным страстям - сребролюбию, тщеславию и сластолюбию[6, 12]. Без освобождения от них невозможно достижение никакой истинной добродетели, включая и наивысшую – любовь, которая в известной «Лествице» Иоанна Лествичника является самой последней и завершает 30-ю духовную ступень [10]. По Симеону Новому Богослову, «эти три страсти точно суть сети и тенета диавола, запутываясь в которые, попадает человек во власть его, и если кто умрет, будучи порабощен им, то пойдет прямо туда, где и диавол, поработивший его себе чрез них» [6].
Можно полагать, что рабство души этим трем вышеназванным страстям является основной причиной безуспешности призывов многих проповедников к любви к Богу и ближним. Здесь, конечно, надо понимать истинную евангельскую любовь, в отличие от плотской любви, которая в определенной мере заложена Творцом в душу каждого человека, но которая тем не менее, по словам Игнатия Брянчанинова, является «мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием» [4].
Святитель И. Брянчанинов, представляя известную по многим св. Отцам восьмеричную схему страстей, дополняет вышеназванные три страсти следующими: гнев, печаль, уныние, гордость, которая может также рассматриваться как продолжение тщеславия.
По словам святителя Григория Паламы, «любовь души к телу является причиной любви к миру», что приводит к ряду других страстей, представленных на схеме на сайте, из которой видно, что любовь к телу проявляется через пять его чувств и направлена к страстям чревоугодия и блуда, т.е. сластолюбия и другим [11].
Подробную классификацию страстей и добродетелей дает Григорий Синаит. Так, по его словам, «есть добродетели божественные – смирение, терпение и любовь, а также родовые - мудрость, мужество, целомудрие и правда… Причем, по сторонам мужества идут дерзость и страшливость; по сторонам благоразумия лукавство и бестолковость (бестактность); по сторонам целомудрия невоздержанность и бесчувствие; по сторонам правды лихоимство и неправда [8].
Представляется, что наиболее наглядное видение и понимание страстей и добродетелей может быть основано на действии трех сил души – сил вожделения, раздражения и умственной - по каноническому посланию Григория Нисского [14]. По своему истинному значению такие силы даны человеку, чтобы посредством их наша душа воспаряла к Богу и пребывала совершенно в Нем. Значит, если такие силы в душе направлены вниз к земле, то правомерно их считать как страсти, и если они направлены вверх к небу (к Богу), то могут считаться добродетелями.
2. Поскольку «начало мудрости - страх Господень» [Прит 1, 7], ум человека, ослепленный как тремя вышеназванными начальными страстями сребролюбия, тщеславия и сластолюбия, так и другими, лишен полностью как духовной мудрости, так и страха Божия. Такой плотской ум не слышит (или не хочет, не может слышать) известных слов Христа о том, что надо соблюдать все Его святые затповеди и слова, изложенные как в Евангелии, так и в Апостоле [Мф 28, 20; Ин 14, 15,21,23], соблюдать также каноны Вселенских и Поместных соборов. Такой обольщенный ум, лишенный страха Божия, даже не помышляет о том, сколько вообще и какие конкретно есть заповеди Христовы, о том, что их необходимо непременно все исполнять, о том, сколько есть других слов Христа, являющих человеку Его всесвятую волю.
Известны слова Исаака Сирина: «Ибо, хотя заповедей и много, однако же должно сохранять их… Ибо целью пришествия Его, когда дал нам животворящие заповеди Свои, как очистительные врачества в нашем страстном состоянии, было то, чтобы очистить душу от зла, произведенного первым преступлением и восстановить ее в первобытное ее состояние. Что́ врачества — для больного тела, то́ заповеди — для страстной души… И явно, что заповеди были даны против страстей, для уврачевания преступной души…» [7]. Данные слова одного из известнейших св. Отцов показывают исключительное значение Св. Писания в деле познания и искоренения страстей и делании добродетелей.
3. При составлении базы данных сайта «Софиолог» особое внимание было уделено царице всех добродетелей – молитве, по которой насчитывается более 350 многосложных ключевых слов. Всякий желающий может постепенно, шаг за шагом учиться молиться, обращаясь по данному вопросу к соборному святоотеческому опыту. Такая учеба предполагает обучение как страху Божию, так и молитвенному вниманию, трезвению, искусству брани с помыслами и т.д.
5.5. К вопросу о послушании
О значимости и необходимости послушания в жизни православных христиан, особенно монашествующих, написано множество слов, изречений, поучений многих святых Отцов и других авторов.
Не касаясь вопроса значимости традиционного опыта афонских и других подвижников при послушании духовным отцам и действительных плодов такого делания (известно, например, что Григорий Синаит в 15 в. почти не нашел на всем Афоне делателей безмолвия и умной молитвы!), приведем слова святителя Игнатия Брянчанинова, который писал, что «истинное послушание – послушание Богу, единому Богу» [2,159].
Что по вопросу послушания или слышания Бога говорится в Св. Писании?
- «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». [Ин 1, 1].
- Предвечное Слово Божие Господь Иисус Христос как Творец Ветхого и Нового Заветов буквально несколькими словами пророка Исайи охватил фактически все Св. Писание: «…И на кого́ воззрю́, то́кмо на кро́ткаго и молчали́ваго и трепе́щущаго слове́съ мои́хъ» [Ис 66, 2]. По словам Иоанна Златоустого, слова «трепещущего словес моих» относятся к такому человеку, который в самых делах своих показывает повиновение заповедям Божиим [20]. Если же попытаться более глубоко вникнуть в значение этих слов, то можно явно видеть, что трепет может порождаться только всеобъемлющим страхом Божиим и тщательнейшим изучением Св. Писаний, или Слова Божия, и, естественно, выполнением воли Божией.
- Христос сказал: «…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» [Мф 4, 4].
- По словам апостола Павла, «…слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого : оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» [Ев 4, 12]. Комментируя данный стих, архиепископ Аверкий (Таушев) говорит: «Слово Божие живо и действенно, то есть не остается без исполнения: дает то, что обещает и производит то, чем угрожает. Грозная и карающая сила Слова Божия, изобличающая самые тайные помышления, сравнивается с обоюдоострым мечем, насквозь пронзающим преступника» [21].
- «...Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» [Лк 11, 27,28].
- «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» [Ин 14, 23,24].
- «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». [Ин 5, 24].
- «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики…» [Ин 8, 31].
- «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» [Ин 8, 47].
- «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» [Ин 14, 15].
- «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». [Ин 14, 21].
- «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» [Мф 28, 19,20].
Для всякого благоразумного и благочестивого ума несомненно, что заповеди Христовы это и есть Его Слова, которые все непременно надо выполнять, и именно в этом состоит любовь Бога, а не наоборот, как полагают весьма многие, пытаясь сразу без знания святоотеческого опыта заниматься любовью ближних и Бога.
Все слова Христа, или Его заповеди, можно по определенному человеческому рассуждению представить следующим образом.
- Заповеди явные (на сайте просто заповеди), выраженные в повелительном наклонении - это заповеди положительные и отрицательные. Например, «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное» [Мф 4, 17] и «Не собирайте себе сокровищ на земле…» [Мф 6, 19]). Здесь с точки зрения языка имеет место строгая обязанность, что надо или что не надо делать.
- Заповеди явные (также просто заповеди), выраженные в изъявительном наклонении. Например, из известных заповедей блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» [Мф 5, 4]. Строгой обязанности к выполнению данной заповеди с точки зрения языка нет. Каждый выполняет в меру своих сил.
- Заповеди неявные (на сайте «заповеди общие») – выраженные в изъявительном наклонении слова Христа, в которых Он также сообщает Свою волю в нестрогом виде. Здесь граница между указанными выше заповедями явными достаточно условная и субъективная. Каждый понимает и выполняет в меру своих сил. Примеры: «Ибо, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» [Мф 5, 20] и: «… кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» [Мф 5, 27].
- Притчи – выражение воли Спасителя в особой притчевой форме.
Можно, очевидно, ввести и категорию слов Христа, или Его заповедей, а именно «другие», которые каждый человек может видеть по мере своих способностей и возможностей.
Представляется, что вышеизложенное понимание и видение заповедей Христовых может в определенной мере помочь всем желающим в изучении Св. Писания при изучении ежедневных евангельских и апостольских чтений.
5.6. К вопросу о видах духовной литературы
Известны советы многих подвижников о том, что православному христианину в зависимости от его духовного уровня можно читать только тех Отцов, которые вели такой же образ жизни, как и он. Вроде бы утверждается очевидное и естественное: пустынники писали для пустынников, общежительные монахи – для таких же общежительных, живущие в миру – для мирских. Но в действительности при более глубоком рассуждении все на самом деле определяется в наибольшей степени существенным недостатком духовной книги (печатной или электронной) как средства хранения информации.
При определенном духовном опыте, который состоит не только в чтении Отцов, а и в посильном выполнении прочитанного, можно отчетливо видеть, что все то, что излагается обычно в печатной книге практически любого Отца, на самом деле относится к совершенно различным по духовному возрасту христианам. Всегда можно найти много полезнейших советов и новоначальным христианам, и совершенным. И очевидным фактом является то, что при чтении любой книги невозможно ограничить доступ, например, новоначальному иноку к такой части книжного материала, который ему еще пока совершенно запрещено знать, поскольку это не его духовная мера!
Данным фактом, в силу объективного недостатка любой книги, и можно, как представляется, объяснить вышеуказанные общие рекомендации по чтению духовной литературы. К великому сожалению при таком общем формальном подходе к чтению творений св. Отцов теряется множество драгоценнейших духовных сокровищ, которые могли бы принести огромную пользу всем, в первую очередь желающим духовно подвизаться и действительно спасать свои души.
На сайте «Софиолог» на основании вышеописанного нового метода по хранению и обработке информации совершенно устранен вышеуказанный существенный недостаток книги как печатной, так и электронной. Принятое здесь деление массивов любых по сложности духовных текстов на краткие законченные смысловые отрезки с их кодированием многосложными ключевыми словами позволяет разделить все святоотеческие тексты по принятым для обучения трем курсам как по авторам (Отцам), так и по духовной значимости смысловых отрезков (по уровням).
Естественно, такое структурирование отеческих текстов по 3 уровням значимости, а также методика и организация прохождения контрольных тестов выполнены предварительно, и в дальнейшем, если на сие есть Воля Божия, при участии творческого коллектива единомышленников будут совершенствоваться.
Если также на это будет воля Божия, можно надеяться хотя бы на небольшую пользу от данного сайта для действительных любителей опыта св. Отцов или тех, которым близки слова Божественной Премудрости: «Я, Премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания… Аз любящия мя люблю, ищущии же мене обрящутъ благодать» (Притч 8.12,17).
ЛИТЕРАТУРА
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения [В 7 т.]. Т. 5: Приношение современному монашеству. М. 2013 г.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения [В 7 т.]. Т. 7: Избранные письма. М. 2013 г.
Кудрявцев А.В. Новые возможности использования мобильных устройств в учебном процессе вуза. http://journals.uspu.ru/attachments/article/941/10.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения [В 7 т.]. Т. 4: Аскетическая проповедь. М. 2013 г.
"Постановление о младостарчестве" Святейшего Синода РПЦ МП от 28.12.1998 г.
Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Части 1-3. Московский Сретенский монастырь. М. 2001 г.
Исаак Сирин. Слова подвижнические. Данилов мужской монастырь. М. 2008 г.
Добротолюбие. [В 5 т.]. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992 г.
Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь. «СКИТ». 1994 г.
Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Сретенский монастырь. М. 2007 г.
Святитель Григорий Палама. Омилии в 2-х томах. Приход храма Святаго Духа сошествия. М. 2008 г.
Преподобный Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2009 г.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения [В 7 т.]. Т. 1-2: Аскетические опыты. М. 2013 г.
Правило св. Григория, епископа Нисского. Правила Православной Церкви с толкованиями еп. Никодима. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996 г.